Лекарство от аутизма

Фигурное катание как средство абилиации ребенка с РАС

Аутизм – это огромный комплекс причин, и эта «солянка» индивидуальна. Родитель 24/7  находится в поисках ответов при каком «репертуаре» этих «фишек» развитие ребенка пойдет по аутистическому пути, а в каком вероятна значительная коррекция. Очевидный факт, что ребенку с РАС важен новый опыт. А взрослые в состоянии создать необходимые мотивационные условия, которые могут сподвигнуть ребенка начать новые практики и научить его в них функционировать.

Лекарство от аутизма

Правила, которые подтверждены практикой  тренеров, родителей и фигуристов секции «Хрустальные пазлы». Аутизм корректируется в естественной социальной практике. Задача взрослого — предоставлять ребенку возможность преодоления социальных дефицитов для получения нового опыта. Аутизм «сидит» во всем теле и благодаря спорту ребенок может преодолевать себя. Внутри спорта заложен очень большой резерв по влиянию на ключевые дефициты при аутизме. Во время тренировок задействуются  все сенсорные системы, а спортивная дисциплина обладает жесткой структурой, которая понятна аутичному ребенку.

Приводить ребенка с РАС в фигурное катание можно примерно с пяти лет. Именно в этом возрасте он, в зависимости от дефицитов внимания учится «слушать, слышать и понимать». Задача тренера —соответствовать уровню мышления ребенка. Он должен давать такую информацию, которую спортсмен может  понимать в своем состоянии и возрасте.

Алина Ахметова, директор АНО «Хрустальыне пазлы»

«Прежде чем попасть на тренировку, родитель заполняет анкету, для того чтобы тренеры понимали  с какими трудностями им придется иметь дело, с каким уровнем умственного и физического развития идет ребнок на занятия.  Первое пробное занятие тренер проводит  один на один с ребенком. Это позволяет сделать выводы и понять подходит ли ребенку этот вид спорта и над чем предстоит работа – с этого начинается путь в адаптивное фигурное катание».

Лекарство от аутизма

После основного набора формируются группы для занятий.  Для детей с РАС важна понятная структура, тогда их можно «включить» в процесс. На занятиях все прорисовывается, повторяется и закрепляется из урока в урок по шагам. На основе отчетов тренеров анализируется индивидуальный прогресс каждого ребенка, посещающего занятия.

Анита Шакирова, главный тренер и автор методики преподавания адаптивного фигурного катания

«Основная суть методики преподавания адаптивного фигурного катания для детей с РАС, в том, что мы имеем определенную структуру на льду, которая предполагает что дети катаются одного уровня в разных группах. В зависимости от возраста, физических и психических возможностей они переходят из одной группы в другую и таким образом, развиваются. У нас обязателен момент участия в выступлениях и соревнованиях.  Это закрепляет самостоятельность и саморегуляцию».

Методика дает структуру занятий и освоение элементов фигурного катания. Везде есть визуальные подсказки для детей, расписание и определенные «ключи», которыми тренер разговаривает с ребенком. В занятиях используются универсальные слова, все элементы называются одинаково, чтобы у ребенка не было проблем с пониманием в будущем.

Анита Шакирова, главный тренер и автор методики преподавания адаптивного фигурного катания

«Наши атлеты принимают участие в состязаниях Специальной Олимпиады. Есть требования соревнований по жетонам (комбинациям элементов). На основе этих требованиц нами созданы подводящие упражнения для отработки всех элементов и жетонов. Ребенок, который освоил пять комбинаций может ставить программу».

Лекарство от аутизма

При этом в тренировочном процессе особое внимание уделяется контролю динамики развития каждого спортсмена. Занятия ОФП ( общефизическая подготовка) также направлены на освоение основных элементов фигурного катания. В занятий включены игровые моменты дляя социализации и коммуникации.

Алина Ахметова, директор АНО «Хрустальыне пазлы»

«Если возникает ситуация, что прогресса нет, а такие случаи бывают. Мы пробуем менять тренера, группу, больше времени уделяем индивидуальному подходу. Бывает, что контакт возникает у ребенка при смене тренера и здесь сложно сказать, что является тригером: это может быть тембр голоса или манера преподавания. Меняем способы поощрения, все эти вещи разрабатываются индивидуально под каждого ребенка».

Большая система стандартов, протоколов, чек-листов, рисования подсказок легла в основу методики преподавания, которую «Хрустальные пазлы» тиражируют и обучают тренеров в регионах. В начале ноября тренеры секции проведут обучение для специалистов из г. Амурск, которые открыли секцию адаптивного фигурного катания для детей с РАС на Дальнем Востоке.